Люди на фронте
От обороны к первым победам
Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. впитала в себя и горечь унизительных поражений, огромных безвозвратных утрат, и радость
полного разгрома неприятеля, блистательной военной победы нашего народа! Именно на советско-германском фронте были уничтожены
основные военные силы фашистского блока, и созданы предпосылки
Победы в союзе со странами Антигитлеровской коалиции.
Плакат.
Беспощадно разгромим, уничтожим врага!


Художники Кукрыниксы; редактор Поволоцкая Е.
Подписан к печати 24.06.1941 г.
Государственное издательство «Искусство».
Типография «Красный пролетарий». Москва.
Бумага; печать типографская.


Самый ранний военный плакат нашей коллекции.
Его эскиз был создан через несколько часов после начала войны содружеством художников
М. Куприяновым, П. Крыловым, Н. Соколовым – Кукрыниксами, и сразу же воспроизведен на страницах газет в 103 городах страны. В его контексте ярко проявилось негативное восприятие населением СССР германского вторжения 22 июня 1941 г., как вероломного со стороны Германии, с которой был заключен пакт о ненападении от 23 августа и договор
о дружбе и границах от 28 сентября 1939 г.
Также произведение наглядной агитации четко и недвусмысленно транслирует абсолютную уверенность
в разгроме врага.

Плакат военной поры издавался в самых разнообразных размерах и формах. Наряду с листами обычного формата печатались плакаты меньших размеров, рассчитанные на пространство внутри танка, самолета, блиндажа. Плакаты воспроизводились на обложках книг, журналов, на почтовых открытках и конвертах, в газетах, на этикетках спичечных коробков.

Всего в военное время издательствами Москвы
и Ленинграда было подготовлено к изданию более 800 плакатов различных авторов, и они пользовались огромной популярностью среди населения Свердловской области.



Плакат.
Разгромим фашистских налетчиков


Художники Бочков Ф. и Боим С.; редактор Поволоцкая Е.
Подписан к печати 27.06.1941 г.
Государственное издательство «Искусство».
Типография «Искра революции». Москва.
Бумага; печать типографская.


Плакат-призыв. По воспоминаниям, это изображение воина Красной армии в момент боя воспринималось как личное обращение взять в руки оружие для защиты Отечества. К печати он был утвержден 27 июня 1941 г.,
а уже на следующий день вражеские войска вошли в город Минск, столицу советской Белоруссии. Военные действия развивались стремительно, и уже
с первого дня войны мобилизация охватила все стороны жизни советского государства. К 1 июля призыв в армию военнообязанных 1905-1918 гг. рождения и добровольцев обеспечил 5,3 млн. новобранцев.

Вторжение германских вооруженных сил и их союзников было настолько мощным, что РККА не сумела сдержать натиск противника и несла тяжелейшие потери. Тысячи населённых пунктов, заводов, фабрик, железных и автомобильных дорог оказались в зоне действия вражеской фронтовой авиации.

В первые месяцы войны погибло около 1 миллиона красноармейцев или почти 30% безвозвратных потерь армии за все годы войны. Во вражеском плену оказалось 3,8 миллиона военнослужащих Красной армии. Были потеряны тысячи самолетов, танков, орудий и единиц различной военной техники.

Под оккупацией оказались вся Украина, Белоруссия, Молдавия, Прибалтика, значительная часть территории России. До войны здесь проживало почти 40% населения и производилось около 50% выплавляемого страной металла, выращивалось более 50% хлеба.

Плакат. Бешеной собаке штык в живот! Раздавит фашистов советский народ.

Художник Вязников А. Г.; редактор Глазырин В. Г.;
технический редактор Асс А. С.
1941 г.
Типография «Уральский рабочий». Свердловск.
Бумага; печать типографская.


Один из первых свердловских военных плакатов, отражающий общее настроение дать решительный отпор вражескому вторжению. В образе врага, напоминающего своими чертами облик императора Наполеона, ясно читается мысль, что и нынешнего агрессора постигнет та же участь. Для плакатов начального периода войны характерно обращение
к славной военной российской истории.

В первые дни войны на общих собраниях и митингах Уралмаша, Уралвагонзавода, ВИЗа, завода имени Серова, Свердловского университета и многих др. коллективов области, выступающие разоблачали агрессора и призывали граждан добровольцами идти в действующую армию. Искренность этих настроений и чувств подтверждались тысячами заявлений о добровольном вступлении в РККА. Только в 1941 г. из Свердловской области на фронт отправились 32 тысячи добровольцев.

В 1941 г. добровольцем стал и автор плаката Вязников Александр Гаврилович (1909-1975), несмотря на то, что имел освобождение от воинской службы по состоянию здоровья. Служил фронтовым радистом, а затем художником-корреспондентом. Один из создателей агитационных витрин в Свердловске в июле 1941 г.

После окончания службы в армии в 1953 г. вернулся в Свердловск, работал в газетах «Уральский рабочий» и «Вечерний Свердловск». Член Союза художников СССР,
с 1957 по 1963 гг. возглавлял его свердловское правление. В 1969 - 1973 гг. главный художник газеты «Правда».



Плакат.
Наше дело правое — победа будет за нами.


Художник Серов В. А; редактор Докторов З. Л.
Подписан к печати 6.08.1941 г.
Государственное издательство «Искусство».
Фабрика «Детгиза». Москва-Ленинград.
Бумага; печать типографская.


Художник Владимир Серов в своём плакате передал решимость пожилого бойца-ополченца защищать родной Ленинград от приближающегося врага. Художник воссоздал конкретную обстановку военного времени, изобразив воина на фоне классической архитектуры триумфальных ворот, через арку которых видны дымящиеся трубы ленинградских заводов.

«Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!» — заключительная фраза из обращения к советскому народу по радио Председателя правительства СССР Молотова В. М. в 12 часов дня
22 июня 1941 г. Эта речь не только проинформировала население страны о вторжении вооруженных сил нацистской Германии и её союзников на советскую территорию, но также стала сигналом к началу мобилизации всех сил и средств страны к полному разгрому сильного противника.

На территории Уральского военного округа, штаб которого размещался в Свердловске, в годы войны сформировали более 500 воинских частей и соединений. На фронт были направлены два механизированных корпуса (6-й Львовский и 2-й Николаево-Будапештский), один танковый корпус (10-й Урало-Львовский добровольческий),78 дивизий (64 стрелковые,
10 кавалерийских, 4 артиллерийских), большое количество отдельных бригад, полков, батальонов, дивизионов и рот. В их составе ушло на фронт более
2 млн уральцев, из которых 600 тысяч погибли.

Плакат. Боевой карандаш № 23.
Подвиг воентехника Сигова.


Художник Астапов И. С.
По материалам газеты «Правда» от 22 июля 1941 г.
Издание Ленинградского союза советских художников.
Литография. Ленинград.
Бумага; цветная литография.


Авторы плаката отразили конкретный факт,
что было характерно для художников-«карандашистов». Яркие и достоверные образы создавались ими на основе сводок Совинформбюро, сообщений в печати о фактах героизма бойцов, командиров и советских граж­дан.

Коллектив плакатистов-карандашистов образовался
в Ленинграде во время войны с Финляндией, тогда было выпущено около десятка «Боевых карандашей».
С началом Великой Отечественной войны решили возобновить издание плаката. Выглядели «Боевые карандаши» необычно, т.к. печатались в технике литографии, как цветные эстампы. Ко всему, это позволяло тиражировать их оперативно и качественно. Формат листов был небольшим, а сами рисунки и текст выполнялись с расчетом восприятия на близком расстоянии – в блиндаже, бомбоубежище, госпитале
и т. п. Лучшие из плакатов увеличивались до больших панно и устанавливались на улицах блокадного Ленинграда.

После первой отчетной выставки в Москве в октябре 1943 г. во Всесоюзной библиотеке имени В. И. Ленина плакаты «Боевого карандаша» получили большую известность и за пределами родного города.

Художник Иван Степанович Астапов был автором и соавтором 37 «Боевых карандашей». Всего же за годы войны художники-карандашисты выпустили 103 номерованных листа, ряд безномерных плакатов, десятки почтовых открыток агитационного характера, общим тиражом около двух миллионов экземпляров.



Плакат. Агитвитрина.
Подвиг пилота Гладенко.


1941 г. Художественный фонд СССР.
Свердловск.
Бумага, краска; трафарет.


Показ героизма на фронте был одной из форм политического воспитания в СССР. На плакате отражен реальный подвиг летчика-штурмовика Дмитрия Антоновича Гладенко (1914-1941). О нем 19 сентября 1941 г. напечатали в газете «Сталинский сокол»:

«Командир звена лейтенант Гладенко …отличался исключительной храбростью и мужеством. Все боевые задания выполнял точно и безукоризненно… Не знал усталости. Только за последние четыре дня он сделал 10 боевых вылетов.
…Утром 14 сентября он вылетел ведущим в составе звена с боевой задачей: уничтожить переправу врага через реку Сейм в районе К. При выполнении боевой задачи самолет Гладенко был подбит …Высота полета не превышала 50 метров. Летчик понимал, что не дотянет до своей территории. Неизбежна посадка в расположении фашистов. Не таков комсомолец Гладенко, чтобы сдаваться врагам Родины. Герой…направил горящий самолет на переправу, по которой в этот момент двигались танки и автомашины с войсками. От сильного удара самолета переправа была разрушена… танки и автомашины с фашистами утонули… движение германских войск было задержано на несколько часов».


Первым советским летчиком, направившим свой горящий самолет в скопление вражеской техники, стал капитан Николай Гастелло на четвертый день войны -
26 июня 1941 г. В военные годы его подвиг на своих подбитых машинах повторили многие советские летчики.

Плакат. Агитвитрина.
Из уральского металла сделан штык наш боевой.


1941-1942 гг.
Художественный фонд СССР. Свердловск.
Бумага, краска; трафарет.


Плакат-призыв к уральцам на фронте и в тылу: создавать крепкое надежное оружие и побеждать им врага в бою.
В одном образе бегущего в атаку бойца со штыком наперевес воплощена мысль о теснейшей связи фронта и тыла. Действительно, для ведения войны в XX в.
на огромном фронте необходим был крепкий организованный тыл, иначе, «самая лучшая армия, самые преданные люди будут немедленно истреблены противником, если они не будут в достаточной степени вооружены, снабжены продовольствием и обучены».

Кроме того, подобные произведения должны были способствовать психологическому перелому в сознании красноармейцев и командиров. Долгие месяцы они дрались в ожесточенных оборонительных боях и нужно было укрепить их уверенность, что сильную гитлеровскую армию возможно не только остановить стойкой обороной, но и громить в наступлении.



Плакат.
Будь героем Отечественной войны! Уничтожай танки врага!


Художники – Аввакумов Н. и Щеглов В.; редактор Поволоцкая Е.
Подписан к печати 20.12.1941 г.
Литография. Куйбышев.
Бумага; печать типографская.


Плакат начального периода войны, когда из-за больших потерь в артиллерии советской пехоте приходилось бороться с немецкими танками подручными средствами. В войсках пропагандировалась новая почетная профессия – истребителя танков. Это был мужественный боец, не терявший самообладания. Он подпускал вражескую машину на самое близкое расстояние, а затем разил его метко брошенной связкой гранат, снайперской пулей или миной, подброшенной под танк. В журнале «Красноармеец» № 15 от августа 1941 г. была дана подробная инструкция и успешные примеры такого боя:

«…Ручные гранаты образца 1914 или 1933 гг. не могут повредить броню танка, но связки этих гранат, брошенные под гусеницы машины, разрушают отдельные траки и выводят из строя катки. Для метания нужно пять гранат связать вместе, поставив на предохранительный взвод ударники. Четыре гранаты
в связке обращены рукоятками в одну сторону, а пятая –
в противоположную. Снимается с предохранителя и освобождается от кольца при метании только одна центральная граната, остальные взрываются вследствие детонации. Гранаты нужно метать из укрытия с таким расчетом, чтобы связка падала впереди танка на пути его движения с 3-4 секундным упреждением и рвалась под гусеницей.
…Бойцы капитана Медведева вывели из строя две танковые роты врага. Красноармеец Долгов смело подполз навстречу танку...метнул связку гранат под гусеницу, машина дрогнула и остановилась. Бойцы подразделения, в котором находится Долгов, вывели таким же образом десять танков…».

Плакат. Агитвитрина.
Врагу не успеть восвояси убраться...


На 2 листах. 1942 г.
Свердловск.
Бумага, краска; трафарет.


Плакат о 3-й гвардейской стрелковой дивизии, первоначально 153-й стрелковой, сформированной
в Свердловске в 1940 г. Это одна из первых четырех дивизий, получивших почетное боевое звание
18 сентября 1941 г. за участие в боях под Ельней,
где полностью была разгромлена вражеская группировка, нацеленная на Москву. Красная армия одержала первую значительную победу над врагом
с начала войны. В ходе сражения уральская дивизия овладела сильно укрепленной высотой и перерезала железную дорогу, по которой шло снабжение германской группы войск.

Под гвардейским знаменем уральская дивизия прошла без поражений большой боевой путь. Первогвардейцы под Ленинградом защищали Дорогу жизни и Волховскую ГЭС, дававшую энергию в блокадный город; в декабре 1942 г. были срочно переброшены под Сталинград
и воевали в рядах 2-й гвардейской армии против танков Манштейна, шедших на помощь окруженным войскам Паулюса. Затем участвовали в прорыве мощной обороны противника у высоты Саур-Могила, освобождали города Донбасса и Крыма. Последние бои свердловские гвардейцы вели в Восточной Пруссии в апреле-мае
1945 г.



Плакат.
Доблестные воины страны социализма сокрушительными ударами громят фашистские полчища
.

Конец 1941 – начало 1942 г.
Типография газеты «Боевая вахта». Владивосток (?)
Бумага; печать типографская.


Плакат выпущен редакцией газеты военно-морского флота с подведением итогов уходящего 1941 г., первого военного года.

Материал подобран и подан читателю с точки зрения достижений Красной армии в деле разгрома врага. Скрупулезно подсчитаны потери противника и трофеи Красной армии. Так и должно быть в жанре наглядной политической агитации. Данные о потерях самой Красной армии показывать было не принято.

Плакат. Фотогазета.

Фотографии Бернштейна П., Грибовского А.,
Великжанина Л., Мосина Б., Чернова Д.
1942 г. Москва.
Бумага; печать типографская.


Фотогазеты – очень интересные документы эпохи,
среди пропагандистских и агитационных материалов военного времени они занимают особое место. Небольшие по формату, они содержали не только мобилизующие призывы, но и много документальных иллюстраций и информативных текстов-комментариев.

Плакат был издан после первого успешного стратегически важного наступления Красной Армии
под Москвой в декабре 1941 г. Германские войска на широком фронте были отброшены от столицы советского государства. Битва под Москвой стала первым крупным стратегическим поражением нацистской Германии с начала Второй мировой войны.



Плакат. Агитвитрина № 50.
В бой за Родину!


1942-1943 гг.
Свердловск.
Бумага, гуашь; трафарет.


Изображения советских вождей, а также цитаты из
их статей и выступлений были неотъемлемой частью политической пропаганды в СССР.

На оборонных плакатах вождь в армейской шинели и фуражке представал как дальновидный полководец и командующий вооруженными силами. Он вездесущ, мудр, ему верят, приносят клятвы, с его именем идут
в бой. В годы войны в образе вождей идеологически визуализировался патриотизм особого рода - любовь к советской Родине.

Плакат.
Агитвитрина № 22. За родину!


На 8 листах.
Художник Зенкевич Б.; стихи Мерцальский Н.; редколлегия – Бескин О., Говорков В., Устинова Н.
1942 г. Художественный фонд СССР.
Свердловск.
Бумага, краска; трафарет.


В октябре 1941 г. бюро Свердловского обкома ВКП (б) принимает отдельное Постановление «Об издании агитвитрин, типа "Окон ТАСС"». Выпускаемые почти с самого начала войны по инициативе свердловских художников, они вызывали большой интерес и выходили регулярно под общим названием «В бой за Родину».
Агитвитрины рисовали вручную с помощью трафарета. Такая техника была распространена в военное время, т.к. позволяла оперативно выпускать плакаты даже в полевых условиях, но малыми тиражами.

22-й номер выпущен в самом начале 1942 г., когда советский народ был воодушевлен успехами зимних наступлений Красной армии. С большим юмором плакатисты призывают громить врага и дальше всеми возможными способами.

Появления свежих номеров ждали десятки тысяч рабочих, служащих, солдат и офицеров. Где бы ни вывешивались плакаты нового выпуска – в цехах фабрик и заводов, в помещениях государственных учреждений, в фойе филармонии, в витринах магазинов – они всегда вызывали эмоциональную реакцию, а иногда и оживленные дискуссии.



Плакат. Агитвитрина.
Исторические были – где и как мы немцев били.


На 2 листах.
1942 г. Художественный фонд СССР.
Свердловск.
Бумага, краска; трафарет.


Один из плакатов, где четко прослеживается трансформация советской идеологии от классово-космополитических установок к национально-государственным и патриотическим. Пропагандисты обращаются к истории российских военных побед и призывают добиваться таких же результатов в войне
с нацизмом.

Плакат создан после Московской битвы, завершившейся небывалым с самого начала Второй мировой войны разгромом германских войск. А ведь ещё осенью 1941 г.: «…Казалось, Москва вот-вот падет…От фельдмаршала фон Бока до солдата все надеялись, что вскоре мы будем маршировать по улицам русской столицы…»,
- писал немецкий генерал Г. Блюментрит, возглавлявший штаб 4-й армии.

За исходом этой судьбоносной битвы на подступах к советской столице следил весь мир! Оборона Москвы укреплялась непрестанно за счет прибытия все новых эшелонов со свежими дивизиями и бригадами.

Урал за всю войну не готовил столько резервных соединений, сколько в сентябре – ноябре 1941 г.: 14 стрелковых дивизий, десять стрелковых бригад, несколько кавалерийских дивизий и много отдельных специальных частей. Практически все они формировались исключительно из уроженцев региона, как, например, 363-й стрелковая дивизия, где и рядовой, и сержантский, и частично средний командный состав призывался из свердловчан. Особенно хорошо уральцы ориентировались в зимних условиях. Одетые в белые маскхалаты, часто без артиллерийской и авиационной подготовки, без криков «ура» грозно двигались они на врага.

Наивысшим напряжением сил всей страны была не только обеспечена прочная оборона столицы СССР, но и накоплены силы для внезапного и сильного удара по противнику на 1000-километровом фронте в начале декабря 1941 г.
В ходе наступления враг понес тяжелые потери
и был отброшен на 100-250 км от Москвы.

Плакат. Агитвитрина.
Остановить и разгромить врага!


На 6 листах.
Художники – Михайлов С. и Жуков А.; стихи Садофьев
И., редколлегия – Бескин О., Устинова Н., Михайлов С.
1942 г. Художественный фонд СССР.
Свердловск.
Бумага, краска; трафарет.


Плакат обращается к теме участия советского казачества в войне с гитлеровцами.

После Гражданской войны в СССР целенаправленно проводилась государственная политики расказачивания, и на казачество были наложены ограничения по прохождению воинской службы, им даже было запрещено носить традиционную для них в быту форменную одежду. С отменой ограничения в 1936 г. на Дону и Северном Кавказе сформировали несколько воинских казачьих частей, для них ввели особую повседневную и парадную форму одежды, во многом совпадавшую с исторической, но без погон. Именно так она изображена на плакате.

Уже в первые же часы войны вступили в бой с врагом донские, кубанские и терские казаки кавалерийских корпусов и дивизий, расположенных в приграничных округах. Во время войны в Уральском военном округе сформировали более 10 кавалерийских дивизий, костяк которых составили уральские и оренбургские казаки. Они успешно использовали традиционную казачью тактику: засаду, рейд, обход, охват и просачивание и др. В первом периоде войны, при дефиците механизированных средств, в условиях бездорожья, распутицы, большого снега кавалерия оставалась самой эффективной мобильной боевой силой и активно влияла на исход крупных боевых операций.



Плакат. Агитвитрина № 29.
Весна красна.


На 6 листах.
Художник Адливанкин С. Я; текст Типот В. Я.;
редколлегия – Бескин О. М, Михайлов С. А, Устинова Н.
1942 г. Художественный фонд СССР.
Свердловск.
Бумага, краска; рисунок.


Плакат несет важную информацию о наступательных действиях Красной армии. В начале 1942 г. они велись силами десяти фронтов на протяжении от Ладожского озера до Черного моря, и на отдельных участках продолжались до конца апреля. В итоге было уничтожено до 50 немецких дивизий, планы блицкрига были окончательно похоронены, и Германия оказалась перед фактом затяжной войны. В названии плаката есть подтекст: «Весна красна», т.е. это время успехов Красной армии.

Тем не менее, уже весной 1942 г. Третий рейх смог не только восполнить, но и увеличить свои вооруженные силы на Востоке, проведя тотальную мобилизацию и перебросив свежие резервы из Западной Европы. Противник был ещё очень силен, и создатели плаката пока не знали, что 1942 год станет для советских людей и Красной армии временем тяжелых потерь и испытаний.

Плакат.
22 июня 1941 года фашистские бандиты вероломно напали на нашу Родину.


Художник Попов В., ответственный редактор Бескин О. М.
1942 г. Художественный фонд СССР.
Свердловск.
Бумага; печать типографская.


Плакат свидетельствует о воодушевлении Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина успехами зимнего контрнаступления Красной армии. На 1942 г. перед советскими вооруженными силами ставилась задача освобождения всей оккупированной территории.

Но вместо побед 1942 год принес новые тяжелые потери. Безуспешными оказались кровопролитные бои с сильной группировкой противника у Ржева и Вязьмы вблизи Москвы. Попытка прорыва блокадного кольца вокруг Ленинграда привела к окружению и гибели 2-й ударной армии. Неудачные действия в Крыму привели к эвакуации наших войск с полуострова, после 250 дней обороны был оставлен Севастополь. Крупным поражением обернулось наступление под Харьковом. Враг занял Донбасс, прорвался к Воронежу, вышел на Северный Кавказ и к Волге в районе Сталинграда.



Плакат.
Вперед! На запад!


Художник Иванов В.; редактор Пискунов П.
Подписан к печати 9.02.1942 г.
Государственное издательство «Искусство».
3-я типография «Красный пролетарий». Москва.
Бумага; печать типографская.


На плакате краснофлотец с автоматом и гранатой в руках призывает к атаке на врага, к наступлению на Запад, во всем его облике чувствуется уверенность, что враг будет разбит.

Это одно из лучших агитационных произведений художника Виктора Семёновича Иванова (1909-1968). Всего за время войны им было выполнено более 100 плакатов, несколько работ в соавторстве со своей женой – художницей Ольгой Буровой. Также он участвовал в выпуске знаменитых оборонных плакатов «Окна ТАСС».

Плакат. Агитвитрина.
Посвящение Красной армии.


На 3-х листах.
Художник Радин М. П.; стихи – Садофьев И. И.;
редколлегия – Бескин О., Устинова Н., Шатровский И.
1942 г. Художественный фонд СССР.
Свердловск.
Бумага, краска; трафарет.


Судя по контексту, плакат выпустили к 23 февраля, Дню Красной армии. Декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии был издан 28 января 1918 г., но, в силу разных обстоятельств, днем основания РККА утвердили дату 23 февраля. Праздником он стал с 1922 г.

В 1942 г. Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин трактовал эту дату так: «…Молодые отряды Красной армии, впервые вступившие в войну, наголову разбили немецких захватчиков под Псковом и Нарвой 23 февраля 1918 года. Именно поэтому день 23 февраля 1918 года объявлен днём рождения Красной армии…».

Авторы плаката изображают исторические события, героев прошлого – это очень характерно для плакатного искусства 1941-1942 гг. Как и пафосные призывы к фронтовикам, побеждать гитлеровских захватчиков также, как громили когда-то германских интервентов герои Гражданской войны во Пскове и на Украине.

Творчество в условиях идеологического прессинга и цензуры зачастую порождало агитационно-пропагандистские штампы и стереотипы. Тем не менее, свердловские художники и поэты, прекрасно осознавали силу воздействия наглядной агитации, трудились не за страх, а на совесть, воспринимая эту работу, как свой вклад в победу над врагом.


This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website