Плакат. Агитвитрина.
Ой, и будет морда бита у Гитлера-бандита!

Художник Вязников А. Г.
Июль 1941 г. Свердловск.
Бумага, гуашь; рисунок для трафарета.

Уникальный авторский вариант плаката из первого номера «Окон сатиры» - агитвитрины, которую выпустили в Свердловске художники газет «Уральский рабочий» и «На смену!» Ляхин Г., Зинов В., Вязников А. и поэт Константин Мурзиди. Среди активных организаторов и первым редактором агитплакатов был Янтовский З., собкор газеты «Труд» на Урале.

Номер увидел свет спустя две недели после начала войны, среди других рисунков был и этот. Уже первый выпуск «Окон сатиры» вызвал широкий интерес. Рано утром свердловчане толпились у огромной витрины Краеведческого музея, помещавшегося тогда в первых этажах здания горкома партии и горисполкома на площади 1905 года. Люди смотрели созданные художниками ночью сатирические плакаты и слушали по радио невеселые вести с фронтов.

Сюжет рисунка станет основой известного свердловского плаката «Бешеной собаке штык в живот! Раздавит фашистов советский народ», изданного в 1941 г. в типографии «Уральский рабочий» тиражом 3000 экземпляров.

Плакат передан в СОКМ в апреле 2020 г. дочерью художника Еленой Александровной Вязниковой, проживающей в Екатеринбурге.


На фото Александр Вязников, художник-корреспондент газеты «На разгром» 1-й Танковой армии (под командованием
М. Е. Катукова). 1943 г.


Он родился 12 мая 1909 г. в городе Лубны Полтавской губернии в рабочей семье. В 1928 г. окончил Лубнинскую строительную индустриально-техническую школу. Работал на строительстве Магнитогорского металлургического комбината. С 1930 г. стал художником еженедельного журнала «Известия Уралсовета»; а с 1933 г. - заведующим художественно-иллюстративного отдела Свердловской областной молодежной газеты «На смену!».

В начале войны выступил одним из инициаторов «Окон сатиры», как агитационных витрин горкома ВКП (б). Несмотря на медицинское освобождение от службы в армии, добровольцем, в составе уральской 365-й стрелковой дивизии, ушел на фронт. Военный радист, затем художник-корреспондент в дивизионной газете. В апреле 1942 г. для дальнейшего прохождения службы назначен художником редакции армейской газеты «На разгром врага». В 1945-1953 гг. продолжил военную службу в газете группы советских войск в Восточной Германии. Гвардии майор в отставке.

После возвращения в Свердловск работал в газетах «Уральский рабочий» и «Вечерний Свердловск». С 1954 г. – член Союза художников СССР, в 1957-1963 гг. возглавлял правление его Свердловской организации. С 1964 гг. в Москве, где сначала – секретарь правления СХ РСФСР, а в 1969-1973 гг. – главный художник газеты «Правда».

Участник многих региональных, республиканских и всесоюзных выставок. Имел несколько персональных выставок в Москве, Ленинграде и Белгороде.

Кавалер орденов Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени; заслуженный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Умер в Москве 12 апреля 1975 г.

Рисунок А. Г. Вязникова.
Разведчики. Калининский фронт. 1942 г
.


Бумага, мелок.

Один из первых фронтовых рисунков художника.
Его военные зарисовки отличались правдивой фактической основой и представляли собой не только произведение искусства, но и ценный документ эпохи.

Об этих днях и своих сослуживцах по уральской 365-й стрелковой дивизии А.Г. Вязников в своей книге позже запишет:

«В маскхалатах шли отряды усталых и измученных лыжников, ходивших в тылы противника. Им негде
было отдохнуть и отогреться…».


В своей семье Александр Гаврилович никогда не рассказывал о войне, её страшной правде. На горячие просьбы дочерей хоть что-нибудь поведать, отвечал:
«Не надо вам этого знать».



Рисунок А. Г. Вязникова.
Из фронтового альбома. 1944 г.


Бумага, мелок.
На фото художник-корреспондент Александр Вязников за работой в полевых условиях.

Октябрь 1943 г.
Автор: Борис Исполатовский,
фотокор газеты «На разгром врага».

Художник вместе с воинами Красной армии шёл тяжелыми фронтовыми дорогами, и мольбертом ему могла служить даже обычная стена полуразрушенного строения.

Рисунок «На пепелище», работу над которым снял фотограф, позже был напечатан в газете «Комсомольская правда».



Рисунок А. Г. Вязникова.
Курская дуга. 1943 г
.


Бумага, мелок.

Неизвестные нам воины 1-й Танковой армии.
Это легендарное соединение было сформировано
в январе 1943 г. Ядром армии стала 1-я гвардейская танковая бригада, которая под командованием
М. Е. Катукова удостоилась своего почетного боевого звания ещё в боях под Москвой в 1941 г. – первые среди танкистов!

На Курской дуге 1-я танковая армия получила своё боевое крещение и сумела нанести поражение подразделениям панцергренадерской дивизии
«Великая Германия», танковым дивизиям «Мертвая голова», «Адольф Гитлер», «Райх».

К 25-летию Курской битвы была издана книга
А. Г. Вязникова «Записки военного художника-корреспондента 1941-1945» (Ленинград, 1968).

В музее-диораме «Огненная дуга» в Белгороде хранятся некоторые из рисунков А. Г. Вязникова, сделанные им
в ходе сражения.

Рисунок А. Г. Вязникова.
Рейхстаг. 5 мая 1945 г
.


Бумага, мелок, гуашь.

Позднее Александр Гаврилович в своей книге «Записки военного художника-корреспондента 1941-1945» события 5 мая описал так:

«День печати весь редакционный коллектив провел у рейхстага. Здесь было множество журналистов, художников, писателей, фотокорреспондентов… Все торопились дать материал в газеты, который ждала вся страна. Рисую огромное, черное, изрешеченное снарядами здание рейхстага. Его большие окна заложены кирпичом, темнеют лишь отверстия амбразур. Лестничные клетки разрушены. Вокруг разбитые зенитки, завалы камней и кирпичей…».


Рисунок А. Г. Вязникова.
Берлин. Моабит. 1945 г
.


Бумага, мелок.

Наверное, именно о таких своих работах А. Г. Вязников записал:

«3 мая. Газета вышла с аншлагом на всю полосу: "Советские войска полностью овладели Берлином!" … Начиналась будничная работа… Набрасываю в альбом свои заметки мирных буден нового Берлина…».

Встреча с Еленой Вязниковой, дочерью художника

29 сентября в Музейно-выставочном центре «Дом Поклевских-Козелл» сотрудники музея чествовали дарителя Елену Александровну Вязникову, которая внесла весомый вклад в образ и содержание выставки «Плакат Победы... Долгое эхо войны».


Куратор выставки, главный научный сотрудник Любовь Аркадьевна Двинских представила гостью – профессора кафедры индустриального дизайна Уральского государственного архитектурно-художественного университета, члена Союза дизайнеров России, члена Союза архитекторов России, почетного профессора университета, почетного работника высшего профессионального образования Елену Александровну Вязникову.


Рисунки, плакаты, фотографии, документы ее знаменитого отца, художника-плакатиста Александра Гавриловича Вязникова стали открытием выставки «Плакат Победы… Долгое эхо войны». В музее предметы из семейного архива Вязниковых появились благодаря Елене Александровне и друзьям семьи – они вышли с предложением этого дара как раз в тот момент, когда научные сотрудники СОКМ готовили выставку военного плаката к 75-летию Победы.


В свою очередь, Елена Вязникова рассказала подробнее об уникальных материалах, связанных с ее отцом, которые представлены на выставке, – фотографиях, которые более нигде не увидеть (например, экслюзивен панорамный снимок разрушенного Дрездена), поведала об уходе на фронт, фронтовой судьбе и послевоенной работе Александра Вязникова.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website