Люди на фронте
Образ врага:
высмеиваем, ненавидим, уничтожаем!
Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. впитала в себя и горечь унизительных поражений, огромных безвозвратных утрат, и радость
полного разгрома неприятеля, блистательной военной победы нашего народа! Именно на советско-германском фронте были уничтожены
основные военные силы фашистского блока, и созданы предпосылки
Победы в союзе со странами Антигитлеровской коалиции.
Плакат.
Песенка-красавица.


Художник Козлинский В.; стихи – Финк И. и Червинский В.;
редактор Поволоцкая Е.
Подписано к печати 13.08.1941 г.
Государственное издательство «Искусство».
Литография. Москва.
Бумага; литография.


Плакат-карикатура в традициях народного лубка высмеивает действия нацистской Германии, а также её румынских и итальянских союзников. Уверяя в обязательной победе над врагом, авторы предрекают захватчикам судьбу Наполеона, готовившегося к победе, но потерпевшего разгромное поражение в России,
а также обращаются к славе полководцев Суворова и Кутузова.

Несмотря на тяжелые отступления и потери с первых дней войны стало ясно, что война с СССР не будет ожидаемо простой для агрессора. Тому подтверждение, например, действия бойцов и командиров 128-й стрелковой дивизии, подготовленной в Уральском военном округе.

К лету 1941 г. дивизия прикрывала часть границы
с Восточной Пруссией и уже 22 июня оказалась
в эпицентре главного удара противника. В полосе ее обороны немецкие танки и мотопехота шли сплошными колоннами, сметая все, что находилось на их пути. Несмотря на стойкость уральцев, немцы прорвали оборону и расчленили подразделения дивизии. Вражеские танки окружили и уничтожили ее штаб,
взяв в плен раненого и отбивавшегося до последнего патрона командира дивизии генерал-майора
А. С. Зотова. Тем не менее, в окружении, почти
в безвыходном положении, уральцы дрались до последнего, прорывались к своим, использовали опыт советско-финской войны и продолжали активное сопротивление. Гитлеровцам не удалось захватить боевое знамя соединения, оставшийся в живых начальник штаба полковник Ф. И. Комаров сумел восстановить управление воинскими частями и дивизия сохранилась как боевая единица, продолжив борьбу
с врагом.



Плакат. Агитвитрина.
Мечты и действительность.


На 3-х листах.
Художник Зенкевич Б.;
редколлегия – Бескин О., Михайлов С., Устинова Н.
1942 г. Художественный фонд СССР.
Свердловск.
Бумага, краска; рисунок, трафарет.


Плакат-карикатура. Образ врага стал одним из центральных для создателей агитвитрин
с самого начала. Его зло и едко высмеивали, изображали чудовищем, придавали черты животных, он должен был вызывать гнев и ненависть.

Центром плакатной агитации в Свердловске стало здание горсовета, в окнах первого этажа которого
и размещали многолистные плакаты. Они обновлялись раз в неделю, подчас создавались за ночь «на злобу дня», а их копии выставляли на заводских площадях,
в проходных и цехах фабрик и заводов, в фойе филармонии, в витринах и помещениях магазинов
и т. д., и т. п.

Всего за военные годы свердловскими художниками было подготовлено около 5 тысяч экземпляров агитвитрины, по подписке они доставлялись даже
в самые отдаленные районы Среднего Урала.

Плакат.
Мечты и действительность.


Художник Зенкевич Б. А.; ответственный редактор Бескин О. М.
1942 г. Художественный фонд СССР.
Свердловск.
Бумага; печать типографская.


Плакат отпечатан с одной из написанных вручную агитвитрин. Популярность их у населения достигала таких размеров, что власти Свердловской области вынуждены были отдать распоряжение печатать эти плакаты типографским способом.

Заказы по вопросам пропаганды и агитации выполняло издательство Художественного фонда СССР
в Свердловской области, работавшее в течение всей войны в полную нагрузку.



Плакат.
Паразит на паразите.


Художники Кукрыниксы; стихи Маршак С.;
редактор Поволоцкая Е.
Подписан к печати 12.05.1942 г.
Государственное издательство «Искусство».
3-я типография «Красный пролетарий». Москва.
Бумага; печать типографская.


Классический плакат-карикатура. Создан после разгрома гитлеровских войск под Москвой и зимних наступлений Красной армии. Цель авторов ясна: смешной, жалкий и презираемый враг уже совсем
не страшен.

Его создатели, художники-сатирики Кукрыниксы
(М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов), занимали ведущее место в советском искусстве и имели всемирную известность. В годы войны их карикатуры
и плакаты расходились миллионными тиражами.
Своим ежедневным творческим трудом Кукрыниксы боро­лись с нацизмом, боль и гнев выливались в едкую, злую, беспо­щадную сатиру, вызывали не только смех,
но гнев, отвращение и ненависть.

Большинство плакатов и карикатур Кукрыниксов создано в соавторстве с поэтом Самуилом Маршаком, предложившем художникам в один из первых дней войны «объединить стих и рисунок».

Плакат. Терем-тюремок.
Старая сказка на новый лад.


Художники Кукрыниксы; текст Важдаев В.;
редактор Поволоцкая Е.
Подписано к печати 12.05.1942 г.
Государственное издательство «Искусство».
3-я типография «Красный пролетарий». Москва.
Бумага; печать типографская.


Художники-плакатисты зачастую прибегали в своих работах к давней русской традиции народных поговорок, крылатых фраз и сказок, использовали приемы народного лубка, совмещая рисованную картинку с текстом. Кукрыниксы не боялись крайностей и часто изображали врага в звероподобном обличье, подчеркивая тем самым зверство фашизма. Язык их карикатуры точен, прост, деталей немного, но каждая предельно вырази­тельна. Вот и в этом плакате в форме сатирической сказки представлены история прихода нацистов к власти в Германии и образы их вождей, захват Чехословакии и «новый порядок» в Европе, нападение на СССР и, не вызывающая сомнений, уверенность в победе «богатыря русского».


Плакат. Агитвитрина.
Слово дедушки Крылова.


На 2-х листах.
Художник Зенкевич Б.;
редколлегия – Бескин О., Михайлов С., Устинова Н.

1942 г. Художественный фонд СССР.
Свердловск.
Бумага, краска; трафарет.


Авторы плаката обращаются к богатым традициям русской литературы, имеющей большой опыт в создании сатирических произведений. Врага не щадят. Злой сарказм в ярких выразительных рисунках и тексте. Несмотря на гротеск карикатуры, по сути, в плакате нет никаких преувеличений. К началу 1942 г.
в ожесточенных боях солдаты и командиры Красной армии доказали, что такого сильного противника, как германские вооруженные силы, можно побеждать.

Кроме того, плакат несет очень важную информацию – СССР воюет в союзе со странами Антигитлеровской коалиции, созданной 1 января 1942 г. Поставки союзниками военной техники, снаряжения, продовольствия, оборонных материалов в СССР способствовали усилению военной мощи Красной армии. Хотя, прежде всего, население нашей страны возлагало надежды на открытие союзными державами Второго фронта против Германии в Европе.

Плакат.
Агитвитрина № 26. Их пятеро было.


На 6 листах.
Художник Зенкевич Б.; текст Мерцальский Н.;
редколлегия - Бескин О., Говорков В., Устинова Н.
1941-1942 гг.
Художественный фонд СССР, Свердловск.
Бумага, краска; трафарет.


Образ врага менялся и развивался в соответствии с ходом и результатами действий на фронте, но всегда был жесток, смехотворен, глуп - то свирепый завоеватель,
то жалкий неудачник.

В годы войны агитационно-пропагандистские плакаты были в центре внимания многих мастеров кисти и слова, живших в Свердловске. Борис Зенкевич, Виктор Говорков и Николай Мерцальский проводили в этом направлении большую творческую работу.




Плакат.
Агитвитрина № 55. Эволюция жеста.


Художник Муратов Н.
Февраль 1943 г. Художественный фонд СССР.
Свердловск.
Бумага, краска; трафарет.


Плакат выпущен сразу после окончательного разгрома вражеских войск под Сталинградом. 2 февраля 1943 г. прозвучали последние выстрелы этого грандиозного сражения, начавшегося в июле 1942 г. Только в январе-феврале 1943 г. советские войска взяли в плен около
100 тысяч человек.

В карикатурной форме плакат высмеивает общеизвестное нацистское приветствие – взмах прямой руки с коротким восклицанием во славу Гитлера, и сравнивает его с поднятием рук плененных гитлеровских вояк. «Немецкое приветствие» - поднятие руки и восклицание «Heil», согласно нацистским идеологам, было принято у древних германцев при избрании королей, а жест трактовался как приветствие поднятым копьем.

Плакат. Пузырь, соломинка и лапоть. Сказка старая да на новый лад.

Художник Таубер В.; сказка Важдаева В.;
редактор Качев П.
1943 г. Художественный фонд СССР.
Хромолитография. Свердловск.
Бумага; хромолитография.


Плакат создан после окончания Сталинградской битвы
в начале февраля 1943 г., и высмеивает союзников Германии по фашистскому блоку.

В боях на Волге Красная армия в ходе многомесячных, ожесточенных боев разгромила мощную группировку сил противника. Она состояла из германских 2-й, 6-й и 4-й танковой армий, 8-й итальянской, 3-й и 4-й румынской, 2-й венгерской армий и Хорватского полка. Союзники Германии лишились самых боеспособных своих частей и в будущем уже не играли серьезной роли на Восточном фронте. В целом, исход Сталинградской битвы вызвал растерянность и замешательство союзников Германии.

Авторы плаката в мирное создавали свои произведения для детей. Таубер Виктор Исаевич (1901-1990) был эвакуирован из Москвы в Свердловск. Большая часть его творчества связана с детской иллюстрацией для журнала «Мурзилка», сказок Г. Х. Андерсена, братьев Гримм и др. Виктор Моисеевич Важдаев (1908-1978), писатель и этнограф, ввел в российскую, советскую литературу большое количество сказок по мотивам фольклора разных народов мира.

В военное время талантливые сказочники создавали политические плакаты в присущей им манере. На основе плакатов в 1942-1944 гг. на Урале даже было издано несколько сатирических сказок В. М. Важдаева.



Плакат.
Колобок. Сказка старая, да на новый лад.

Художник Таубер В.; сказка Важдаев В.; редактор Качев П.
Октябрь 1943 г. Художественный фонд СССР.
Хромолитография. Свердловск.
Бумага; печать хромолитография.


Яркий образец политической сатиры, где в форме сказки ведется речь об истории появления и утверждения нацизма в Германии, о войне в Европе и СССР, о победах Красной армии к октябрю 1943 г. на разных фронтах – под Ленинградом и Сталинградом, Ржевом и Орлом, в Донбассе и под Харьковом, в сражении на Днепре под Киевом, которое было в самом разгаре.
На Днепре, где был создан мощный оборонительный рубеж - «Восточный вал», немцы планировали остановить дальнейшее продвижение Красной армии на запад. Форсирование полноводного и широкого Днепра происходило в ожесточенных сражениях.

Одной из первых переправилась через водную преграду уральская 167-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора И. И. Мельникова. В дальнейшем она приняла участие в штурме Киева и 6 ноября 1943 г. ворвалась в столицу Украины. Ее бойцы навязали противнику уличные бои и дали возможность войти в город другим частям Красной армии. 34 воина этой дивизии стали Героями Советского Союза.

В боях у Днепра братья-близнецы Дмитрий и Яков Луканины из Первоуральска уничтожили несколько немецких танков и тоже заслужили звезды Героев.

На Днепре за умелое ведение боя минометной бригадой, подавившей своим ураганным огнем многие опорные пункты обороны немецких войск, её командир, уроженец Артемовского района генерал Л. А. Колотилов также получил Героя Советского Союза.

Плакат.
Агитвитрина № 84. В бой за Родину!


Художник Радин М.; редактор Павлов В.
Февраль 1944 г. Художественный фонд СССР.
Свердловск.
Бумага, гуашь; трафарет.


Плакат-карикатура на руководство нацистской Германии и войска противника, оказавшиеся в окружении – в «котле» на Правобережной Украине.
Успех советским войскам здесь обеспечило и участие
в боях тяжелых советских танков «ИС». Некоторые историки называют эти военные события «малым Сталинградом»: с 24 января по 17 февраля 1944 г. было окружено и разгромлено свыше 10 дивизий корсунь-шевченковской группировки противника. Немцы потеряли более 55 тысяч солдат и офицеров ранеными и убитыми, 18200 человек – пленными, а также большое количество техники и вооружения. Около 2-3 тысяч человек сумели вывезти из «котла» транспортными самолетами, и 8-9 тысяч прорвались к своим пешим порядком.

Разгром корсунь-шевченковской группировки немцев приблизил освобождение всей территории Украины
от оккупации.


This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website