Люди на фронте
В тяжелых боях – к Победе!
Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. впитала в себя и горечь унизительных поражений, огромных безвозвратных утрат, и радость
полного разгрома неприятеля, блистательной военной победы нашего народа! Именно на советско-германском фронте были уничтожены
основные военные силы фашистского блока, и созданы предпосылки
Победы в союзе со странами Антигитлеровской коалиции.
Плакат.
Агитвитрина. Фронт-Урал.


На 2-х листах.
Художник Адливанкин С.
1942 г.
Художественный фонд СССР. Свердловск.
Бумага, краска; трафарет.


Плакат визуализирует очень важную для воюющей страны идею: «в крепкой спайке фронта и тыла непобедимая наша сила!».

Тематика агитвитрин была очень широкой: героически-призывные и инструктивные плакаты, повествовательные народные картинки с эпизодами вой­ны и злые сатиры на фашистских захватчиков.
Но из всех, тема тесной связи фронта и тыла, была наиболее близка и понятна каждому человеку. Такая наглядная агитация без всяких слов мотивировала на самоотверженный труд в тылу ради скорейшего окончания войны, чтобы домой с фронта вернулись родные и близкие люди. Также и фронтовикам подобные плакаты снова и снова напоминали о доме и тех, кого они защищают в жестокой схватке.



Плакат. Агитвитрина.
Грянем, братцы, удалую на помин его души!


Художник Муратов Н.
Январь 1943 г.
Художественный фонд СССР. Свердловск.
Бумага, краска; трафарет.


Боевые победы Красной армии меняли стилистику
и тональность наглядной политической пропаганды. Плакат раскрывает огромное значение военных событий под Сталинградом.

К январю 1943 г. в результате осенне-зимнего наступления Красной армии здесь была окружена крупная вражеская группировка, численностью до
250 тысяч человек. Для ее окончательной ликвидации была проведена военная операция «Кольцо», начавшаяся 10 января 1943 г. Под ударами Красной армии упорное сопротивление врага было сломлено, и к 2 февраля 1943 г. он капитулировал. Только в результате операции «Кольцо» в плен были взяты свыше 91 тысячи человек, в их числе 2500 офицеров и 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом, получившим это высокое воинское звание за несколько дней до капитуляции и плена.

Немецкий народ был потрясен итогами сражения.
В Германии был объявлен трехдневный траур: увеселительные заведения не работали, все радиопрограммы транслировали печальную музыку.

В то же время, победа под Сталинградом значительно подняла моральный дух бойцов и командиров Красной армии, укрепился и вырос военно-политический престиж Советского государства в мире.

Плакат. Агитвитрина № 49.
Волжские мотивы.

Конец 1942 - начало 1943 гг.
Художественный фонд СССР. Свердловск.
Бумага, краска; трафарет.


Плакат посвящен Сталинградской битве, не имевшей равных себе в мировой военной истории.
Она развернулась на площади в 100 тыс. кв. м и продолжалась 200 дней и ночей. Под Сталинградом
во многом был определен дальнейший ход всей Второй мировой войны.

Художник очень лаконично визуализировал суть этого грандиозного военного события: у волжского города Сталинграда бойцы и командиры Красной армии ценой многих жизней и героизма, а также, благодаря возросшему военному искусству командования, преградили путь войскам противника, вымотали его
и разгромили. Враг потерял 1,5 млн убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести, т.е. одну четвертую часть сил фашистского блока на советско-германском фронте!



Плакат. Агитвитрина № 53.
Нашей Красной армии слава!


На 2-х листах.
Художник Радин М. П.
Февраль 1943 г.
Художественный фонд СССР. Свердловск.
Бумага, краска; трафарет.


Плакат посвящен 25-й годовщине создания Рабоче-крестьянской Красной армии. Художник напоминает, что начиналась она с красногвардейских отрядов рабочих, совершивших революцию в октябре 1917 г.
И вот 25 лет спустя Красная армия, возглавляемая своим Верховным Главнокомандующим, стремится к победе над Германией и её союзниками.

На шинели красноармейца изображены погоны, они были введены для личного состава РККА 6 января и для ВМФ – 15 февраля 1943 г. Нововведение должно было подчеркнуть неразрывность славных российских военных традиций. Вместе с погонами в официальный язык вернулось и слово «офицер», до этого употреблялось «командир Красной армии».

Незадолго до выпуска плаката была прорвана блокада Ленинграда, и южнее Ладожского озера образован коридор шириной до 11 км. Осажденный город получил прямую связь со страной. 2 февраля полной победой над врагом завершилась грандиозная Сталинградская битва. По её итогам многие воинские соединения были удостоены звания гвардейских, среди них и несколько уральских. Правительственные награды получили тысячи солдат, сержантов и офицеров, прибывших на фронт из Свердловской области.

Это было долгожданное время, когда, захватив инициативу, Красная армия начала массовое изгнание фашистских захватчиков, её наступление развернулось широким фронтом от гор Кавказа до Ладожского озера.

Плакат. Агитвитрина № 59.
В бой за Родину!


На 2-х листах.
Художник Манюков М.; редактор Качев П.
Апрель 1943 г. Художественный фонд СССР.
Свердловск.
Бумага, краска; трафарет.


Плакат-призыв к уральцам встретить праздник 1 мая победным наступлением на фронте и трудовыми рекордами в тылу. Центральным событием того времени на Урале стало создание Уральского добровольческого танкового корпуса. Это воинское соединение воплотило в себе неразрывную связь фронта и тыла.

Сама идея формирования УДТК родилась в трудовых коллективах Урала. Из них же по конкурсу набирали добровольцев в личный состав корпуса. Главное оружие - танки - были полностью произведены на уральской земле: руду добыли на горе Высокой и горе Благодать, металл выплавили и прокатали доменщики и сталевары Свердловска, Тагила, Серова, Первоуральска, Алапаевска, Кушвы. Медь и алюминий для танковой брони предоставили рабочие Красноуральска, Кировграда, Ревды, Каменска-Уральского. От уральских заводов танкостроители получили моторы, орудия, приборы, агрегаты, радиопередатчики, боезапас.
Всё – от пуговиц, одежды, обуви, черных ножей до грозных танков было произведено на Урале и выкуплено для корпуса на личные средства, собранные жителями региона.

1 мая 1943 года все добровольцы в торжественной обстановке приняли военную присягу и получили боевое оружие. На торжественных проводах добровольческого корпуса на фронт в мае 1943 г. труженики тыла вручили «Наказ» и напутствовали воинов:
«Не посрамить боевых вековых традиций Урала, разбить врага, отомстить ему за поругание родной земли, вернуться на родной Урал только с победой».


Плакат. Агитвитрина № 81.
Декларация трёх держав.


Художник Михайлов С. А; текст Славин Г., редактор Павлов.
Январь 1944 г.
Художественный фонд СССР. Свердловск.
Бумага, краска; трафарет.


Плакат пропагандирует общее решение Большой тройки союзных держав – СССР, США и Великобритании
- об открытии в Европе второго фронта против Германии. Это было одно из важнейших и долгожданных событий Второй мировой войны. Советское руководство настаивало на нём ещё с 1941 г. И вот на Тегеранской конференции 1 декабря 1943 г. союзники по Антигитлеровской коалиции в «Декларации трех держав» заявили о полном согласии относительно масштаба и сроков этой военной операции. В документе также выражалась уверенность в том, что союз трех держав впоследствии обеспечит прочный мир между народами.

К концу 1943 г. боевая мощь Красной армии значительно возросла. Этому в значительной степени способствовали успешно проведенная перестройка на «военные рельсы» советской экономики, а также поставки военной техники, снаряжения и продовольствия союзниками, особенно США. Общая стоимость американских поставок по ленд-лизу составила 11 млрд. долларов.

Второй фронт был открыт высадкой англо-американских войск на севере Франции 6 июня 1944 г. С самого начала союзники имели воздушное и наземное превосходство над немцами, сосредоточивших в Западной Европе
81 дивизию. В то же время на Восточном фронте против советских войск в июне 1944 г. силы фашистского блока насчитывали 251 дивизию и бригаду.

Плакат. Фотогазета № 7.
Урал - фронту!


Художник Кудрин А.; фотограф Инсаров М.;
ответственный редактор Павлов В.
Февраль 1944 г.
Свердловский обком ВКП (б).
Типография ОГИЗа. Свердловск.
Бумага; печать типографская.


Плакат выпущен по итогам поездки делегации свердловчан в расположение Уральского добровольческого танкового корпуса и показывает фронтовые будни его бойцов, тесно связанных с Уралом.

Идея создания УДТК возникла у танкостроителей Урале
в январе 1943 г. Они предложили изготовить в первом квартале года сверх плана столько танков и самоходных орудий, сколько необходимо для оснащения танкового корпуса, и одновременно обучить из добровольцев-рабочих водителей боевых машин. Из 110 тысяч поданных заявлений для укомплектования корпуса было отобрано 9660 человек. Соединения и части корпуса формировались в Свердловске, Молотове (Перми), Челябинске, Нижнем Тагиле, Алапаевске, Дегтярске, Троицке, Миассе, Златоусте, Кусе и Кыштыме.

Приказом Народного комиссара обороны от 11 марта 1943 г. корпусу присвоили наименование 30-го Уральского добровольческого танкового корпуса, с тех пор 11 марта считается днем рождения УДТК.

У противника УДТК называли «Schwarzmesser Panzer-Division», т.е. танковая дивизия чёрных ножей. Златоустовские мастера-оружейники для каждого добровольца изготовили стальной нож, получивший неофициальное название «черный нож».

Первый бой корпус принял 27 июля 1943 г. во второй фазе Курской битвы. Боевой путь УДТК составил свыше 5,5 тысяч километров, из них с боями – 2 тысячи километров, от Орла до Праги.

За боевые заслуги уже в 1943 г. корпус был преобразован в 10-й Гвардейский, в 1944 г. удостоен почётного звания «Львовский». За умелые боевые действия, героизм, мужество и отвагу добровольцев, соединение было награждено орденом Красного Знамени, орденом Суворова II степени, орденом Кутузова II степени.

Воинам-добровольцам вручено 42368 орденов и медалей, 27 солдат и сержантов стали полными кавалерами орденов Славы, 38 гвардейцам присвоили звание Героя Советского Союза, а полковник
М. Г. Фомичёв был удостоен его дважды.



Плакат.
Лучшим сынам Родины слава!


Художники – Денисов Н., Правдин В.; редактор Поволоцкая Е.
Подписан к печати 30.09.1944 г.
Государственное издательство «Искусство».
Хромолитография. Москва.
Бумага; хромолитография.


В плакатном образе защитника Родины и воина-героя воплощена победная поступь Красной армии к началу осени 1944 г. Центральным событием на советско-германском фронте стал разгром нашими войсками германской группы армий «Центр» в Белоруссии в июне – августе 1944 г. Это поражение для Германии стало крупнейшим за всю Вторую мировую войну: на фронте
в 1100 км советские войска продвинулись до 600 км
в глубину. От оккупантов была полностью очищена Белорусия, Красная армия вышла к границам Восточной Пруссии и заняла часть Литвы и Латвии. Советские войска вступили на территорию Польши, где, в том числе, был освобожден лагерь смерти Майданек. Вместе с красноармейцами на родную землю вступили польские артиллеристы, а затем и главные силы 1-й Польской армии генерала З. Берлинга.

26 июля 1944 г. на польской земле ефрейтор Григорий Павлович Кунавин в бою за деревню Герасимовиче, недалеко от польского города Домброва-Бялостоцка, закрыл своим телом амбразуру вражеского дота. Посмертно ефрейтору Кунавину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Г. К. Кунавин родился в 1903 г. в селе Байны (ныне городской округ Богданович Свердловской области)
в крестьянской семье. Окончил начальную школу
в поселке Каменск-Уральский, отслужил в армии и работал на железнодорожной станции «Синарская».
С началом войны мобилизован в РККА.

Память о герое сохраняется на его родине: в городе Каменск-Уральский ему установлен памятник,
а на здании ж/д станции Богданович - мемориальная доска. Именем героя названы улицы в Каменске-Уральском и Богдановиче, а также школа № 60 г. Каменска-Уральского, где создан музей Кунавина.

Плакат.
Слава Советским матерям!


Художник Антонов Ф.; редактор Еринова К.
Подписан к печати 11.09.1944 г.
Государственное издательство «Искусство».
Хромолитография. Москва.
Бумага; хромолитография.


Плакат с образом счастливой матери и ребенка выпущен уже в тот период войны, когда Красная армия шла от одной победы на фронте к другой. Это была визуализация самой сути мира и мирной жизни. Ради возврата к ней долгие военные годы миллионы людей рисковали своей жизнью на фронте, а в тылу надрывались на непосильной работе. Плакат вдохновлял сражаться, трудиться и побеждать. Мысль о своей семье, своих близких, любимых людях, как никакая другая, помогала осознавать ответственность за их жизнь,
за судьбу своей Родины и определяла поступки советских людей.

Художник Фёдор Антонов не был плакатистом, но в военные годы, как и другие мастера, включился в процесс создания наглядной агитации и пропаганды.
Он работал в присущей ему творческой манере, отличающейся простотой и непосредственностью изобразительных средств. Его политические плакаты, скорее, близки к картинам, с той лишь разницей, что внизу изображения присутствовал яркий лозунг-призыв.



Плакат.
Освободим Европу от цепей фашистского рабства!


Художник Тоидзе И.; редактор Пискунов П.
Подписан к печати 19.01.1945 г.
Государственное издательство «Искусство».
Типография «Красный пролетарий». Москва.
Бумага; печать типографская.

Плакат создан в начале последнего военного года.
Перед политической пропагандой встала задача разъяснить цели войны на чужой территории и поднять боевой дух советских солдат, жертвующих жизнью ради освобождения европейских стран и народов. К этому времени советская территория уже была освобождена
от оккупантов. Исход войны предрешен победами Антигитлеровской коалиции на разных фронтах мировой войны.

Тем не менее, основное бремя борьбы с силами фашистского блока в Европе по-прежнему приходилось нести СССР. Красная армия полностью или частично освободила 10 европейских стран: Румынию, Болгарию, Венгрию, Югославию, Польшу, Чехословакию, Австрию, Данию, Норвегию и Германию. При этом погибли около одного миллиона советских солдат!

Наибольшие потери, порядка 600 тысяч человек, понесли советские войска при освобождении Польши. Около 140 тысяч погибли в боях за Венгрию, столько же
в Чехословакии, где оборона гитлеровцев была наиболее прочной.

Плакат.
Не унесут фашистов ноги – добью врага
в его берлоге!


Художник Корецкий В.; редактор Поволоцкая Е.
Подписан к печати 24.01.1945 г.
Государственное издательство «Искусство».
Типография газеты «Правда». Москва
Бумага; печать типографская.


Основными темами плакатов последнего года войны стали окончательный разгром, уничтожение врага
и прославление воинов Красной Армии. В произведении обозначена главная цель 1945 года – взятие столицы Третьего рейха города Берлина. Художник изобразил то, что ещё предстояло сделать – советский солдат на развалинах главной берлинской улицы!

Берлин прикрывала сильная группировка германских войск в Восточной Пруссии. Она была разгромлена,
а 9 апреля взят город-крепость Кёнигсберг. При штурме этой мощной цитадели отличилась одна из уральских дивизий, получившая затем наименование Кенигсбергской. 16 апреля развернулось ожесточённое сражение за город Берлин!

Автор плаката - советский график Виктор Борисович Корецкий. Его творческий метод основывался на сочетании натурных фотографий и рисунка карандашом и гуашью. Вполне возможно, что на плакате изображен реальный боец, но имени его мы не знаем.
Всего в военные годы художником было создано свыше 40 политических плакатов.



Плакат. Смерть немецко-фашистским захватчикам!

Художник Аввакумов Н; редактор Пискунов П.
Подписан к печати 25.12.1944 г.
Государственное издательство «Искусство».
Типолитография Госпланиздата. Москва.
Бумага; печать типографская.


Плакат конца 1944 г., его победная пластика задана давно свершимся переломом войны на советско-германском фронте в пользу Красной армии. В своих работах художники-плакатисты воплощали не только идеологические установки, но и во многом собственные ощущения и настроение. Художественные образы складывались из личных переживаний и впечатлений.

Так, осенью 1941 г. в письмах жене художник Николай Михайлович Аввакумов писал: «Сколько же злости накопилось во мне на проклятую фашистскую сволочь. Придёт время жестоко посчитаемся! Есть за что!».
А немного времени спустя, после успешного наступления Красной армии под Москвой: «Вот видишь, начинают поступать хорошие вести. Только что сообщили по радио о провале фашистского наступления на Москву. Наконец-то, начинается настоящая расправа с этими подлецами».

Н. М. Аввакумов (1908-1945) родился и до 1932 г. жил
и работал на Урале, затем в Москве. В декабре 1941 г.
его призвали в РККА и с карандашом в руках он прошёл по фронтовым дорогам художником-корреспондентом армейской газеты. Такими были впечатления Николая Михайловича о летнем наступлении 1944 г.
в Белоруссии: «…за короткое время мы уже побывали
в Могилеве, Бобруйске и завтра едем в Минск. Наступление наших войск сильное и стремительное.
По дорогам груды разбитой немецкой техники и ежедневно идут тысячные партии пленных немцев.
У когда-то заносчивых "завоевателей" Европы вид побитой собаки… Мне ещё не приходилось видеть такого огромного количества убитых немцев, буквально тысячи…».


О военной эпохе фронтовик-художник Аввакумов оставил огромное количество рисунков, портретов, листовок и плакатов, запечатлевших события и людей.

Плакат.
1918. 1945. Победителю – салют!


Художник Кокорекин А. А.
Подписан к печати 23.01.1945 г.
Государственное издательство «Искусство».
Литография издательства «Искусство». Москва.
Бумага; литография.


Плакат выпущен к 23 февраля 1945 г., т.е. к 27-й годовщине образования Красной армии. Перед нами образ мужественного советского воина, отстоявшего свободу своей страны в борьбе с сильным и жестоким врагом. И Родина салютует своему солдату-Победителю!
Автор плаката - Алексей Алексеевич Кокорекин (1906-1959), выдающийся советский художник-плакатист, лучшие его работы входят в золотой фонд советского агитационно-пропагандистского искусства.

Важнейшим военным событием последнего года войны
в Европе стало сражение за Берлин. В его штурме, помимо гвардейского Уральского добровольческого танкового корпуса, принимали участие еще ряд уральских соединений. Одним из двух штурмовых батальонов при взятии рейхстага командовал уроженец Сухоложского района Свердловской области капитан Неустроев Степан Андреевич. Его бойцы проявили в этом сражении большую доблесть и, ворвавшись внутрь здания, разведчики Михаил Егоров и Мелитон Кантария водрузили Красное знамя над куполом рейхстага.

1945 г. – стал завершающим годом войны, временем великой Победы нашего народа. Великой не только
по значению, но и по тем жертвам, которые принес многонациональный советский народ во имя окончания Второй мировой войны.


This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website