Люди в тылу
Они ковали Победу
Урал в дело разгрома врага внёс существенный вклад. Труженики тыла
своим трудом, в тяжелейших испытаниях, на пределе сил и возможностей приближали день Великой Победы. Свердловчане проявили себя мужественными, надежными, отважными людьми, способными к трудовому и боевому подвигу ради спасения Отечества.
Плакат.
Товарищ, не будем у фронта в долгу: каждая норма - удар по врагу.


Художник Ляхин Г. В.; редактор Глазырин В. Г.;
технический редактор Асс А. С.
1941 г.
Областное государственное издательство.
Хромолитография. Свердловск.
Бумага; хромолитография.


Одной из центральных тем наглядной политической агитации в военном тылу стало объяснение особой важности труда для борьбы с сильным и жестоким врагом на фронте. С плакатного листа обращались, буквально, к каждому трудящемуся, понимает ли, осознает ли он всю ценность своей работы в условиях войны?

Ещё в годы первых пятилеток на Урале была создана мощная индустрия. С началом войны на его территорию из западных регионов СССР эвакуировали огромный промышленный потенциал - более 830 предприятий
и более 2 миллионов человек, что превратило регион
в «опорный край державы». Довоенный уровень выпуска оборонной продукции здесь был превышен в 6 раз!
На уральских заводах трудилось 20 % всех промышленных рабочих страны, и они производили 40% всей военной продукции СССР.

Автор плаката - Ляхин Геннадий Васильевич
(1903-1981), один из ведущих художников Урала
в области политического плаката и сатирического рисунка, один из инициаторов создания агитвитрины
«В бой за Родину!». За военный период он выпустил более 50 агитвитрин, также из-под его кисти вышло
10 агитплакатов, отпечатанных в типографиях массовыми тиражами не только на Урале, но и по всей стране.



Плакат.
Урал – фронту!


Художник Караченцов П. Я.
1942 г. Художественный фонд СССР.
Свердловск.
Бумага; печать типографская.


Политический плакат ярко, образно и лаконично показывает, во что превращаются трудовые свершения
в тылу для фронта. Выливающаяся из литейного ковша капля стали уже в виде бомбы падает на вражеский танк. Плакат сделал знаменитым его автора - художника-графика, плакатиста Петра Яковлевича Караченцова, находившегося в Свердловске в эвакуации.

Оборонная промышленность постоянно требовала увеличения объема выпуска стали, разработки новых
её марок и профилей проката для машиностроительных предприятий, где создавали инновационные виды боевой техники. Коллективу Верх-Исетского завода нужно было постоянно показывать образцы трудового героизма, чтобы успешно выполнять заказы оборонки. Сталевары завода за годы войны сумели сократить продолжительность плавок с 7 часов 30 минут до 5 часов 15 минут, и, в то же время, увеличить получение стали
с одного квадратного метра пода мартеновской печи от
6–7 тонн до 14–17 тонн! За 1941–1945 гг. визовские сталевары освоили более 100 новых марок и профилей высококачественного металла, из них 18 марок специальных сталей.

За образцовое выполнение заданий Государственного комитета обороны по производству специальных сталей для нужд обороны страны 18 мая 1942 г. завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Значительное количество его рабочих и инженерно-технических работников были удостоены орденов и медалей.

Плакат.
Железнодорожники! Пропускайте без задержки на фронт воинские поезда!


1942 г. Государственное издательство «Искусство».
Типография «Красный пролетарий». Москва.
Бумага; печать типографская.


Плакат обращён к работникам железной дороги.
С началом войны на них легла особая ответственность обеспечивать огромные встречные потоки перевозок: эвакуируемых мощностей – в тыл; живую силу и технику – к фронту. Без самоотверженного труда железнодорожников Победа была бы невозможна: перевозки по железным дорогам обеспечивали наступательные возможности армии на фронте и организацию её снабжения в тылу!

Грузы по свердловскому участку железной дороги имени Л.М. Кагановича шли круглосуточно. Рабочая смена длилась по 16-18 часов, нормы её перевыполнялись
в 1,5-2 раза. За два первых года войны на Урал перевезли более 830 предприятий, из них 70% по железной дороге.
24 июня 1941 г. нарком путей сообщения СССР постановил сформировать 288 военно-санитарных поездов. Выполняя приказ, свердловские железнодорожники в сжатые сроки собрали военно-санитарный поезд № 227. Он состоял из 17 вагонов, которые обслуживало 74 человека. 28 декабря 1941 г. поезд вышел со станции Егоршино и отправился на фронт. Всего для спасения раненных наркоматом путей сообщения было выделено 6000 вагонов, санитарные составы, постоянные и временные, формировались как полноценные госпитали на колесах.

Отметим, что разная колея в СССР и Европе не позволила захватчикам оперативно продвигать грузы вслед за наступающими войсками в 1941 г. За все время они не научились работать на наших паровозах, и не смогли обеспечить надежную эксплуатацию своей техники, особенно в условиях зимы.



Плакат.
Агитвитрина № 23. Урал - кузница победы.


На 4-х листах.
Художник Адливанкин С.; текст Мерцальский Н.;
редколлегия: Бескин О., Говорков В., Устинова Н.
Конец 1941 - начало 1942 гг.
Художественный фонд СССР. Свердловск.
Бумага, краска; трафарет.


Плакат выпущен по итогам первого военного года и призывает уральцев во имя победы воевать и трудиться так, как их земляки: герои доблестной уральской 3-й гвардейской стрелковой дивизии, завоевавшие почетное звание в боях. Сталевар Нурулла Базетов, неоднократно добивавшийся рекордных плавок стали. Фрезеровщик Дмитрий Босый, ставший родоначальником движения тысячников: 12 февраля 1942 г. он выполнил дневную норму на 1480 %, а через год на 6200 %. Называются имена и других героев труда. Искренний настрой тружеников тыла на героическую работу выразил Нурулла Базетов: «Только тогда отойду от печи отдыхать, когда скажут: "Базетов, война кончилась, Родина наша свободна от фашистов, бери отпуск!"».

Отражена в плакате традиция военных лет, когда накануне нового года уральцы отправляли Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину новогодние рапорты и клятвы, в которых отчитывались за сделанное для фронта и брали обязательства на грядущий трудовой год.

Обозначены и два крупнейших города Среднего Урала. Ведь еще летом 1941 г. были приняты важнейшие решения о создании двух танковых заводов-гигантов: в Свердловске и Нижнем Тагиле. В совокупности с танковым заводом Челябинска промышленность Урала в военные годы производила 2/3 советских танков, что превысило все немецкое производство этого вида вооружений. На уральских заводах делались все тяжелые и средние самоходные артиллерийские установки, 3/4 стрелкового оружия, не менее 50 % артиллерийских систем и боеприпасов.

Плакат. Клятва уральцев крепка!

Художник Попов В.;
редакторы: Бескин О., Михайлов С., Устинова Н.
1942 г.
Художественный фонд СССР. Свердловск.
Бумага, клеевая краска; трафарет.


Большую силу воздействия в военные годы имели плакаты-клятвы и плакаты-рапорты, напрямую обращавшиеся к Верховному Главнокомандующему и главе ГКО И. В. Сталину, культ и авторитет которого был непререкаем. Клятвенные обещания трудовых коллективов печатали в прессе, озвучивали на радио, зачитывали на митингах, издавали отдельными листовками и распространяли по заводским цехам, партактивам и профсоюзным организациям.

С нерадивых работников коллектив вполне мог спросить: «Так ты не выполняешь обещание данное товарищу Сталину?!» И это звучало очень строго, и даже угрожающе. За выполнением четко сформулированных клятв и обещаний следили не только активисты, но и руководство предприятий, и вышестоящие органы.

Вслед за эвакуированными заводами на Средний Урал прибыли народные комиссариаты различных отраслей промышленности, главки, стремившиеся напрямую воздействовать на работу подведомственных предприятий. В 1941-1942 гг. на все крупные предприятия Свердловской области были назначены парторги ЦК ВКП (б), имевшие полномочия контролировать директоров, докладывать об их деятельности в Москву и даже заменять в экстраординарных случаях.



Плакат.
Агитвитрина. Народ в боях оружьем и трудом громит врага, все силы напрягая…


Художник Ляхин Г.; стихи Садофьев И.
1942 г. Художественный фонд СССР.
Свердловск.
Бумага, клеевая краска; трафарет.


Плакат-карикатура на неумех и «станколомов», несознательных рабочих, безответственно относившихся к важной работе на оборону страны.
Автор плаката – известный уральский художник Геннадий Васильевич Ляхин, один из инициаторов выпуска агитвитрины «Окна сатиры», продолживший эту работу во все военные годы. Имя ленинградского поэта и журналиста Ильи Ивановича Садофьева, жившего в эвакуации в Свердловске, также часто встречалось среди авторов местной наглядной агитации.

Плакаты были только одним из методов перевоспитания нерадивых работников. По указу от 26 декабря 1941 г. «Об ответственности рабочих и служащих военной промышленности за самовольный уход с предприятий» таких работников объявляли «трудовыми дезертирами» со всеми вытекающими последствиями.

Велась подобная работа и на фронте. По секретному постановлению Госкомитета обороны СССР от 3 марта 1942 г. за хищение оружия, продовольствия, обмундирования, снаряжения, горючего и других материалов, а также за его умышленную порчу устанавливалась высшая мера наказания – расстрел с конфискацией всего имущества виновного; за разбазаривание военного имущества - не менее пяти лет лишения свободы. Эта должно было заставить относиться более ответственно к технике, вооружению и боеприпасам, и не бросать их при отступлении.

Плакат. Всё для победы!
Фронту от женщин СССР.


Художник Кокорекин А.; редактор Поволоцкая Е.
Подписан к печати 24.02.1942 г.
Государственное издательство «Искусство».
Типо-литография «Труд и творчество». Москва.
Бумага; печать типографская.


Автор плаката советский график Алексей Алексеевич Кокорекин (1906-1959), мастер наглядной агитации
и пропаганды, в первые два года войны - художник Воениздата при Политуправлении РККА.

В преддверие Международного женского дня 8 марта, его произведение направлено на показ неразрывного единства фронта и советского тыла через образ сильной духом женщины. На плакате, выполненном в стилистике художественного соцреализма, женщина-работница рядом с «колонной» из авиационных бомб.

В отсутствии мужчин за выполнение сложных и физически, и морально задач взялись женщины.
С самого начала войны, в разгар мобилизации военнообязанных в армию миллионами женщин был подхвачен клич: «Заменим у станков наших отцов, братьев, мужей и сыновей, ушедших на фронт!»,
«Ни минуты простоя машин и станков на производстве!», «Все предприятия тыла должны работать для фронта па полную мощность!».
Многие из них за сравнительно короткие сроки освоили производственные профессии и самоотверженно трудились над выполнением фронтовых заказов.
Вместе с ними к станкам встали юноши допризывного возраста, вернулись на производство сотни тысяч пенсионеров, старых кадровых рабочих и служащих.



Плакат. Агитвитрина.
Слава тысячникам Урала!


На 2-х листах.
Художник Михайлов С.; текст Мерцальский Н.;
редакторы: Бескин О., Михайлов, Устинова Н.
1942-1943 гг.
Художественный фонд СССР. Свердловск.
Бумага, гуашь; трафарет.


Плакат пропагандирует трудовые подвиги уральских рабочих, прославившихся выполнением плана на 1000% и выше! Тем самым, агитирует тружеников тыла перенимать ценный новаторский опыт. Имена горняка из Красноуральска Иллариона Янкина, нижнетагильского фрезеровщика Дмитрия Босого, сталеваров ВИЗа и Уралмаша Нуруллы Базетова, Ибрагима Валеева и Дмитрия Сидоровского были известны каждому уральцу и гремели на всю страну.

Отметим, что никаким принуждением невозможно было заставить перевыполнить дневную норму выработки в 10 раз и выше. Стахановцы, ударники, двухсотники, трехсотники и, тем более, тысячники добивались своих небывалых результатов за счет лучшей организации труда, а также внедряя в производственный процесс собственные рационализаторские предложения и изобретения.

Огромный вклад в общее дело разгрома врага своими трудовыми достижениями внесли и комсомольско-молодежные фронтовые бригады, зародившиеся на Уралмашзаводе. В сентябре 1941 г., когда гитлеровцы подходили к Москве, комсомольско-молодежная бригада УЗТМ, возглавляемая М. Ф. Поповым, работая под девизом: «В труде, как на фронте!», уменьшила время обработки танковой башни до 4 часов 10 минут при норме 18 часов. Трудовой рекорд дал молодым уральцам право называться фронтовой бригадой и стал началом нового всесоюзного производственного движения «фронтовых бригад».

Плакат.
Агитвитрина № 45. В бой за Родину!


На 2-х листах.
Художник Захаров Г.
Ноябрь 1942 г.
Художественный фонд СССР. Свердловск.
Бумага, краска; трафарет.


Плакат выпущен в самый разгар Сталинградской битвы и призывает тружеников тыла своим трудом всемерно помочь доблестным защитникам Сталинграда. Оборонительное сражение, длившееся с июля, в ноябре 1942 г. перешло в фазу крупнейшего контрнаступления Красной армии. Оно готовилось в обстановке глубокой секретности, скрытно от противника к городу на Волге подтягивали резервы, снаряжение, технику.

Осенью 1942 г. на завод «Уралэлектроаппарат», куда
в начале войны был переброшен Воронежский завод
им. Коминтерна, лично позвонил Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин и попросил дать для фронта сверх плана дополнительно несколько дивизионов «Катюш». Чрезвычайный̆ заказ был выполнен в срок. Уральские катюши приняли участие
в мощной̆ артподготовке, предшествовавшей̆ наступлению наших войск 19 ноября 1942 г.
Этот день, по предложению И.В. Сталина, стал впоследствии Днем артиллерии, праздником для всех артиллеристов, и отмечается по настоящее время.

Всего за период войны завод «Уралэлектроаппарат»
дал фронту 1711 реактивных миномётов разных модификаций.


This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website